Старый Новый Год 2014 13 января: Щедрый Вечер и праздник Маланки

Written by sovxoz   // 12.01.2014   // 0 Comments

Старый Новый Год 2014

Старый Новый Год 2014

3 января — Щедрый Вечер и праздник Маланки
Через неделю после коляды, накануне Нового Года (по старому стилю) — Щедрый Вечер. Это — остаток древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю — это день преподобной Мелании. В народной традиции оба праздника объединились, и теперь имеем Щедрый Вечер или праздник Меланки.
Вследствие различия, которое существует между Григорианскому (светским) и Юлианскому (церковным православным) календарю, украинского празднуют Новый год дважды в году: официальное празднование Нового года приходится на 1 января, а 14 января, которое осталось в народной традиции важной составляющей древнего календарного обрядового цикла Украинской, сегодня носит название Старого Нового года.

В вечер Нового года (теперь — 13 января) в церквях проходят торжественные Богослужения в заключение Старого года, чтобы в конце года поблагодарить Бога за уже полученные ласки и попросить новых на следующий год. Как и на Сочельник, в этот день готовят праздничный ужин, который в народе величают Щедрой, потому что блюда в этот вечер не является постными: здесь на столе и кутья, и колбасы, и холодец, и ветчина …
Надднепрянская Украины и Гуцульщина празднуют Щедрый Вечер как значительный праздник рождественского цикла с хорошо развитой обрядностью. Галицкое Подолье не празднует, потому Щедрый Вечер у галичан — накануне Крещения, тогда как на Приднепровье это — «Голодная кутья», Богоявление вечер.
В Украине на Щедрый Вечер отец скрывается от детей за пирогами — символом щедрости, богатства!
«Вечером, как заря засияет, мать, было, зажгут свечу перед образами, обкурять ладаном дом и поставят глиняную миску с пирогами на стол. Папа сядут в углу и голову твое — прячутся за пирогами. А мы, дети, делаем вид, что не видим их:
— Мама, а где наши папа?
— А разве вы меня не видите, дети
— не видим, папа!
— Дай Бог, чтобы и в будущем году вы так меня не видели!
Вот так, было, отец скажут, перекрестятся и приглашают всю семью к столу, к «щедрой углу» — «чтобы в достатке и покое других праздников дождаться»
Только сели за стол, а под окном уж щедруют :
Щедрый вечер, пане господарю,
храни Бог твоего товара,
Твоего товара, всякого состояния,
Молим Бога отцом, за матку.
Добрый вечер »
Так вспоминает о Щедрый Вечер господин Свирид Галушка с Киевщины.
По блюд Щедрого Вечера, то они не везде одинаковы: вдоль Днепра пекут пироги с мясом и жарят гречневые блины на свином смальце, на юге Украины фигурируют бублики, а у гуцулов — вареники или, как они говорят, «пироги».
Обряд «Вождение Козы»
«Как было мне лет двенадцать, — продолжает Свирид Галушка, — водили мы козу. Собралось нас аж восемь козоводив! Мы что два-три дома менялись, ибо каждому интересно быть козой. . .
— Как же вы делали козу?
— Как — это вистружемо обруча с билолозу. На толще конце трещина — рога. Тонкого — вставляем в расщелину и вяжем веревкой. Рога обматываем аиром, чтобы лучше были. У рогов с обеих сторон деревянные ложки — уши. На противоположном конце обруча — ломачка с вихтиком: это хвост.
Кому придется быть козой, одевает обруч — чтобы рожки приходились на голову, а хвост — за спину. Набрасывают кожуха — шерстью вверх. Спереди задергивают, чтобы только рога, уши и «морду» видно было. Рукава свисают вниз — это как передние ноги козы. Одной рукой коза держится за ломачку и трясет вихтиком — «крутит хвостом».
Кроме «козы», в компании еще «кот» с сумкой на сало — это самый маленький из ребят перебранный кота с длинными усами. Он мяукает — просит сала.
Как хорошо стемнеет, начинаем водить «козу». Завидная с «козой» не ходят.
Приходим домой, один бежит к окну и кричит:
— Дядя, пустите козу в дом, потому замерзла! А дядя будто отказывается — так положено по обычаю:
— Негде той козе разгуляться — ТЕСНО в доме!
— Да пустите, потому замерзла!
И так до трех раз козовод просится, а дядя отказывает. Наконец говорит:
— Я уже пустил, но … что тетка скажет?
Козовод — до тети:
— Будьте добры, дядыно, пустите, потому и козлята замерзнут!
— Зачем вы нам нужны? Уже поздно, дети спать собираются, напугаете их!
— Да пустите, дядыно, потому коза мерзнет. М-е-е! …
— Я дом помазала, шесток белила, а вы мне пустоту сделаете!
Коза опять: «Ме-е-е»
— Да идите уже, идите. . . Только хорошо пойте!
Первым идет старший козовод и ведет «козу», за ними — «кот», а за «котом» — все щедровальники. Вошли, сняли шапки, «добрый вечер» сказали — не вместе, а кто когда зашел. Возникали посреди комнаты, и старший козовод начинает:
Ну-ка, господа,
Нуте, Муров,
Поставайте ряду,
Я козу веду!
«Коза» и «кот» топают в такт песне — танцуют. А дети дергают — то «козу» за хвост, то «кота» за усы … радуются! Щедровальники все хором поют:
Наша козиця —
Уже старая птица,
Недавно из Киева,
С длинными кисьми:
— Ногами попраны,
— Рогами сколы,
— Хвостом смету!
Что на горе волк с волчатами,
то в долине коза с козлятами.
Ой, где взялся волк
Да козу набил,
А волчата — за козлята.
Где взялся заяц
Стал козу лаять:
— Ой, ты, козиця,
Старая птица,
Детишкам да и не матиця.
схватила серпок,
И по полю: скок, Скоки
Нажала снипок
И смолотили,
Своих детишек
И накормила!
Ой. не уходи, коза,
В темные леса,
Там стрелки-гонке
с острова Хортицы!
Что первый стрелок —
Казак-молодец,
поразит козу под правое ухо.
С левого уха потекла брюха!
Тыць, коза упала,
Хвост свой ​​задрала.
«Коза» падает, задирает хвост и делает вид, что мертва. «Кот» ее будто обнюхивает, крутя ус. Хор щедривникив поет дальше:
Надо козици три куски сала.
«Кот»: Мяу, мяу … сала! Чтобы коза встала.

Хор: Ой, встань, коза. И струсися! По этому дому. По хозяину Извеселися!

«Коза» вскакивает и начинает танцевать. Хор поет: Ой, слушай, коза, Где трубы гудят, Там блины пекут, то и нам дадут!

«Коза» идет к печи, задирает морду и нюхает. Хор: Хозяин идет полезно несет. Первый полезно: Мирочка гречки На вареники. Второй полезно: Мирочка ржи, Чтобы коза сыта. Третий полезно: Решето овса, Сверху колбаса, Да и песня вся! За эти щедривки — Кварта водки, А с цеи языка Будьте здоровы!

Песня кончилась. Щедровальники, обращаясь к хозяевам, говорят все вместе — в один голос:
— Будьте здоровы с праздником! Старший козовод — к «козы»:
— Кланяйся хазаину и хазайци!
«Коза» кланяется хозяину, хозяйке и всем детям — по очереди.
Хозяин дарит щедровальники пирог или копеек пять денег. «Кот» — к хозяйке:
— Мяу, мяу … сала, чтобы коза брыкалась!
Козовод:
— Дайте, дядыно, сала, потому кот сдохнет!
— Не сала, мышь украла! — Говорит хозяйка. Или: Сало — погасала! Привыкают к салу, ибо нам мало! …
А «кот» все мяукает, толчется вокруг хозяйки, пока и даст ему кусок сала. Сало — «коту» в сумку, пирог — в мешок козоводови, а деньги — в кассу казначею.
Исходя из дома, щедровальники говорят:
— Прощайте! Дай Бог, чтобы в том году дождались!
Вышли на улицу, оглянулись вокруг — везде темно. .. Село уже спит, только вдалеке, на горе светится то девушки «Меланки» производят. Козовод:
— Ребята, пойдем!
Пришли, заглянули в окно, а там уже и парни с «Меланкой», — сняли маски, за стол садятся. Мы все вместе:
— Ме-е-е! .. . Девушки, слышим, кричат:
— Козоводы пришли, пускайте их в дом! Парни открыли нам дверь, мы вошли, свой ​​«доход» — на стол … Гуляем все вместе!
Меланка
По древним мифом, кроме сына, в всеединого Лада, верного побратима бога Луны, была еще дочь, которую все называли Миланко, потому что она была такая милая и очаровательная.
Однажды когда князь-Луна был на охоте, свирепый змей похитил из серебряного терема Миланко и упрятал в подземное царство. Освободил ее славный богатырь Безпальчик-Васильчик и на ней женился. Вот почему после Щедрого Вечера празднуют Василия, в жертву приносят свинью, которая считается месячным животным, а Васильчик стал покровителем этих животных. Поэтому, по народным обычаям, на Меланку готовили свиные внутренности, по ним гадали, какой будет урожай, а из свиных ножек варили «дриглю», чтобы у людей не болели ноги. Чествовали Меланку-Миланко за как можно богаче столами, потому что это продолжение Щедрого Вечера со всеми его добрыми богами и душами предков.
Мальчишник «Меланка»

За «Меланку» превышает парень, умеющий «штуки выбрасывать» — хорошо шутит.
«Меланка» имеет свой ​​«почет», сама не ходит! Почет не какой-нибудь: пахарь с ручками плуга от плуга, сеятель с сивнею через плечи, дед с арапником, медведь, коза, журавль, цыган, цыганка и черт с рожками.
Все это — в кожухах вверх шерстью, в маску, лохмотьях, подкрашенном белой глиной, замазаны сажей, из пакли сделаны бороды, усы, космы … Одним словом — кто как сумел!
Ватага движется селом с шутками, возгласом, смехом. «Цыганка» пристает гадать, «цыган» — лошади менять, «медведь» танцует, «коза» играет на скрипке, а «журавль» — высокий парень в деревне — выбивает в бубен.
Дети толпами бегают за юношеской «Меланкой», и старые не раз выбегают на улицу, чтобы посмотреть на веселую компанию …
В каждый дом ватага не заходить — идет туда, где собираются девушки. Разрешение щедровать парни выпрашивают песней под окном:
Ой, хозяин, господаречку,
Пусти в дом Меланочка,
Меланочка чисто ходит,
ничего в доме не повредит.
Как повредит, то помоет,
Есть сварит и накроет.
Добрый вечер!
— Просим!
Ватага оставляет в сенях свои палки и арапника, обметает сапоги от снега и заходит в дом:
— Добрый вечер вам в доме!
— Здравствуйте! А какие же вы смешные, — щебечут девушки, — и медведь, и коза … А Григорий какой! Где ты такую ​​платок отхватил? Пожалуй, иметь каглу затыкала?
— Молчите, девушки, — «Маланка» стесняется!
— Ха. .. Ха .. . Ха … Смотри, как побелела! Грицько, чего ты усы НЕ сбрил?
Так шутят над «Меланкой», а «она» — все равно: ищет веника, мусор разбрасывать, свежих глинякив — шесток «мажет».
Хозяйки знают эту привычку и все прячут, чтобы «Меланка» не нашла.
Щедруючы, ребята высмеивают скверных хозяек:
Наша Меланка — нерабочая,
На ней рубашка холостяцкая …
Люди идут на жатву,
А Меланка — на пива!
Люди идут с серпами,
А Меланка — с стаканами!
Люди нажали по семь коп,
А Меланка — один сноп!
Пошла Меланка на городок ,
Купила себе пасьминечко.
Пряла она — от кур до кур,
напряла починки — один гур!
Дала кошкам мотать,
Кошки взяли — убежать
Сбежались люди — звонить,
Кошку с починком ловить!
А ловили — не поймали,
Нашу Меланку похвалили …
— Да будет вам! — Обзываются девушки. — Какой-то лучшей пойте! Коза! где ты?
В середину круга входит «коза» и начинает вибрикуваты — танцует под пение хора:
Го — го — го, коза!
Го — го — го, серая!
Го — го — го, белая!
Ой, расходилась, развеселилась
По всему дому, по веселому!
Где коза ходит, там жито родит!
Где не бывает, там полегает …
Где коза — ногой, там рожь — копной!
Где коза — углом, там рожь — стогом!
А у нас на Сандривци все ребята — стрельцы.
Встрилилы козу в правое ушко,
В правое ушко — в самое сердце!
Здесь коза упала, неживая стала,
А михоноша берет дудочку:
надулась жила, коза ожила
И пошла коза, и прыгая,
Да прыгая, носясь,
Своих детей и ища! …
Трррт, коза!
«Коза» топнула ногой — вплоть оконные стекла задрожали, и танец остановился.
— Хорошая «коза», хорошо танцует!
— Хорошо, только засапалася, как дед Марко в ярмарке. Ишь — рога помокрилы!
— А ты что хотела — выбить «козу» каблуками и чтобы пот не выступил!
— Девушки, пахарь идет! Ишь, как ручки плуга носит!. .
В середину круга вошел пахарь. Хор поет:
Твои волы, Мои воли —
Эй, эй! А впереди Два медведя —
Эй, эй! А в пригонке Две вороне —
Эй, эй! В колесницы Две синицы —
Эй, эй!
Когда хор поет, пахарь, держа перед собой ручки плуга, выстукивает ногами в такт песни.
После пахаря танцует сеятель, а далее — медведь, журавль и, наконец, черт с рогами. Все это вызывает много смеха и метких острот.
Когда песня закончилась, ребята сбрасывают машкарии по приглашению девушек садятся за стол.
Девичья «Меланка»

Водят «Меланку» и девушки. Девичья «Меланка» имеет почтенный характер. Девушки выбирают лучшую из среды и одевают ее «молодой» — венок, ленты, много бус. Вторая из девушек убирается за молодого, называемый Василием — жупан, шапка, шаравари, сапоги. Вся девичья ватага именуется дружками.
Девушки из «Василием» и «Меланкой» в дом не заходят — щедруют под окном:
Ой, на рицчи, на Иордане,
Добрый вечер на Мелани.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на сей вечер! ..
Наша Меланка, как боль, белая,
Нашу Меланку печаль съела.
ВАСИЛЬЧИК-чичильчику,
Посею тебя огородике ,
Да буду тебя уважать:
Трижды в день поливать!
Трижды в день поливать
и в воскресенье окучивать!
Или еще споют «Днестровской Меланки»:
Наша Меланка в Днестре была,
В Днестре была, днистровую воду пила,
На камне ноги мыла,
Белый хвартух замочила:
— Проституток, ветер, буйнесенький,
Высуши хвартух тонким!
— Проституток, ветер, туда-сюда,
Высуши хвартух в люди!
— Проституток , ветер, на болото,
Высуши хвартух, как золото!
— Проституток, ветер, на дубине,
Высуши хвартух на девушке!
Добрый вечер!
— А, здоровые были, девушки! Который из вас «казначей»? Чтобы Меланци «на венок» деньги бросить? .. .
Так когда-то щедровали »
Девушки гадают
Хотя девушки и сами с «Меланкой» ходят, и мальчишник «Меланку» угощают ужином, однако находят время погадать.
Гадают преимущественно так же, как на «Андрея» гадали. Бегают под окна слушать, спрашивают прохожих мужчин: «Дядя, как вас зовут?», Бросают через дом сапоги — куда упадет сапог носком, туда и замуж выйдет … Перечисляют колья во плоти: «вдовец, молодец …» Девушки-гуцулки завязывают себе глаза платком и ощупь лечат колья во плоти до девяти. Девятый перевязывают платком и утром см. ¬ ляться: ровный, красивый — жених такой будет, а как кривой, горбатый, то и «судьба» кривая! .. . На Гуцульщине еще кормят кота варениками, как на «Андрея» пса кормили, чтобы узнать: «Который из нас первая выйдет замуж?»
На Слобожанщине девушки раскладывают в полночь костер на берегу реки, на льду делают прорубь и ждут, чтобы хорошо разгорелся огонь. Когда костер разгорелся, каждая из девушек берет тлеющую головню и бросает ее в прорубь: затрещит огонь на воде — за богатого замуж, только «пшикне» голавля и треска не выдаст — за бедного!
В разных районах Украины существуют свои формы гадания. Вот кое-какие из них:
выходят на улицу, и животное встретится первым — таким и будет судим: если пес, то плохим а жизнь собачьим, овца — тихим и смиренным, и т.п.;
у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нечипане, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
кладут под подушку гребень и, ложась спать, говорят: «Суженый-ряженый, расчеши мне голову!». Кто приснится, с тем и выпадет жениться;
или перед сном кладут в тарелку с водой несколько обрубки с веника, приговаривая: «Суженый-ряженый перевези через мостик». Если утром обрубки пристала к венцу, то девушка женится с тем, кто ей приснился.
Девки-волшебницы в эту ночь собирают «поразительный» зелье «ястребинки ветер». Кто его найдет, — а растет оно в таких местах, что только волшебницы знают, — то может сделаться «неслыханным и невиданным». . . На Левобережье о «ястребинки ветер» существует поверье, что это зелье растет зимой по берегам рек и озер и его можно собирать, от 13-го декабря начиная. А в ночь на Нового Года, в полночь, это зелье имеет наибольшую силу; однако зрячие люди не могут его найти. Надо просить слепых, потому что именно они чувствуют присутствие «ястребинки» — он им глаза колет. Это зелье будто помогает переправляться через год и является полезным для рыбаков. О «ястребинки ветер» вспоминают и народные песни, как-то: «Ой, порос чебер под ястребинки ветром …»

Волшебный ночь. . .
Среди нашего народа существует поэтическое поверье, что новогодняя ночь для верующих людей «раскрывает небо, и они могут просить у святых все, что им захочется: превращение воды в вино, камня — на хлеб, глины — на мед».
На Гуцульщине в эту ночь хозяйка берет полночь на голову мужскую шапку и с хлебом и кружки выходит к воде. Там она трижды погружает хлеб в воду и приговаривает: «Не хлеб ся купает в воде, но я — в здоровье и силе» Набирая воды в кружку, она приговаривает: «Я не беру воду, но мед и вино! .. . »Возвращается хозяйка в дом, все спят — никто ничего не слышит. Она на цыпочках, без малейшего шороха подходит к своим детям и касается их голов мокрым хлебом, приговаривая: «АБИС были такие величественные, как святой Василий величественный».
В кружку хозяйка бросает несколько серебряных монет. Утром на Новый Год вся семья умывается той водой, и это «принесет счастье на деньги через весь год»
Новогодняя ночь на Гуцульщине — праздник печи.
«Целый год она делает службу, а на Василия идет танцевать — она ​​ся отдает» — так говорят гуцулы о ночи. Утром на «Меланки» хозяйки старательно смазывают печь глиной — «чтобы не проклинала, что немащена» … Никто той ночи не спит на печи, не садится — «потому что тяжело ей танцевать …» Вечером на печь кладут овес — «чтобы было чем коня кормить, потому что она едет в город на поединок».
магическими действиями, волшебством. Все это — попытка разгадать свое будущее и обеспечить счастье и благополучие на следующий год.
А. ВОРОПАЙ «Обычаи нашего народа».
Народные приметы
Кроме гадания, в ночь на Старый Новый год люди пытались предсказывать приметы. Вот кое-какие из них:
если ночь под Новый год тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет урожай фруктов;
если иней обильно покрывает все деревья, будет урожай на зерновые и хороший медосбор;
если падает мягкий снег, — к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
который первый день в Новом году, то и год будет таким;
если на Мелании оттепель, то ждали теплого лета.


Tags:

13 января Щедрый вечер

13 января Щедрый вечер что нельзя делать

гадания на Меланки

гадания на Щедрый вечер

засевалки 2014

как засевать на Старый Новый Год 2014

когда ходят щедровать

Щедривки

щедривки на украинском языке

Щедривки-2014

щедровки

щедровки тексты


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code