Народный календарь на апрель 2015 года: традиции,обычаи

Written by sovxoz   // 11.03.2015   // 0 Comments

Когда сеять дыни

Когда сеять дыни

Народный календарь на апрель 2015 года: традиции,обычаи
Название этого месяца связано с цветением цветов. Цвитень. Весна полностью вступает в свои права. Апрель — предвестник лета. Звонкий, лучистый месяц чистоты, очистки природы, ее расцвета …
В лесу распускается медяница. Ее венчик — чудо природы: сначала розовый, потом пурпурно-фиолетовый. Зацветает серая ольха — с растопыренных шишек сыплется желтый пыльцу. В бескрайнем небе трепещут жаворонки. Громко поют зорянки, токуют дятлы. Первые концерты дают лягушки. Все чаще улыбается солнышко. Сияет над землей улыбка апреля …

Название месяца связана с периодом расцвета природы, людей, животных и растений. В это время все живое наливается животворной силой и начинает цвести. Каждый год с начала христианства перед Христовым Воскресением на Землю сходит Благодатный Огонь, который освящает всех, кто верит в Иисуса Христа. Поэтому верующие люди способны хранить не только свою жизненную силу в течение года, но и поддерживать ее в животных и растений, находящихся в их хозяйстве. Все, что не в состоянии продолжать жизни умирает в это время, негативное до Благовещения, а положительное течение месяца и даже во время больших праздников.
Рождения детей и животных от Благовещения до Пасхи считается преждевременным. Поэтому люди, которые родились в это время считаются несчастливыми, а животные могут иметь врожденные пороки. Хотя они и родились в подходящее время согласно медицинским показаниям, и для природы, которой руководит Бог, это не является доказательством их полноценного развития. Потому зачатия произошло во время Петрова поста.
Сельские труженики ценили жизненную силу апреля, поэтому пытались не потерять на второстепенные дела хотя бы хоть одно время, поэтому каждый час тратили на упорядочение своего хозяйства. Существовало даже пословица: «Апрельский день год кормит!»

1 АПРЕЛЯ — ПРАЗДНИК СМЕХА, день шуток
Отмечают его во многих странах, а начало праздника скрывается в сумерках старины. Издавна 1 апреля было праздником весны, пробуждением природы. Собственно, это был праздник начала нового года. В XVI в., В связи с изменением календарной системы, начало года в странах Европы было перенесено на первое января и первоапрельский праздник стал неофициальным. В этот день вручали шуточные подарки, разыгрывали друзей и знакомых, выражали смешные пожелания. Как предполагают ученые, к нам в Украину и Россию этот праздник пришел из Германии, вероятно, в начале XVIII в. Его называли еще лживым днем ​​или Марией-лгуньей — одним из народных прозвищ Марии Египетской — святой VI ст., День чествования которой по старому стилю совпадает с 1 апреля.

Дарьи, хризантем (1 апреля).
Если в этот день стоит теплая погода, то это — на урожай. В этот день должны сойти последние снега, поэтому наблюдали: если вода стекает шумно, то должны быть густые травы, а тихо — хилые. Народная поговорка гласит: «Как хризантем погожий, то будет год к родным».

2 АПРЕЛЯ — Фотинии самарянки
Эта святая была уроженкой Самарии исповедовала христианскую веру. Умерла в 66 г.. Угодница считается целительницей от трясовици. Обычай основывается на том, что сама Фотиния лечила болезни и вместе с другими христианскими женами остался жив, когда выпила смертоносное зелье, которое им дал волхв.

С АПРЕЛЯ — Фомы
В этот день почитается память Константинопольского патриарха Фомы, умершего в 610 году. Он занимал одну из главных церковных должностей — Сакеллариу, т.е. хранителя сокровищ.

4 АПРЕЛЯ — ВАСИЛИЯ ТЕПЛОГО
Названный в честь пресвитера малоазийского города Анкиры (ныне столица Турции — Анкара). За проповедование христианской веры его бросили в тюрьму, где пронзили раскаленным железом (363 г.). В этот святой известен под именем Теплого, поскольку в это время ощущается приход весны. В этот день крестьяне шли на окраину и смотрели, как восходит солнце. Если вокруг него были красные круги, то год обещал быть плодородной. Если образовалось гало вокруг солнца, то будет хороший урожай. На теплого Василия радуется зелья.

5 АПРЕЛЯ — Никон
Названный по имени мучеников Никона и Никона Печерского. Деятельность первого из них приходится на III ст. Он занимал высокий пост в римском войске, отмечался большой храбростью, впоследствии стал епископом. В 251 г.. Был казнен вместе с 199 его учениками. Никон Печерский жил в XI в. Как свидетельствуют летописи, он поселился вместе с Антонием, и был первым постриженным прп. Антония, пресвитер. По гипотезе М. Д. Приселкова, под этим именем в пещере скрывался бывший митрополит Иларион (1051-54), лишен сана за то, что боролся против засилья греков в духовной иерархии Руси.
В силу политических обстоятельств того времени, под давлением Киево-Софийской митрополии Никон вынужден был в 1061 податься в Тмутаракань, где основал монастырь. Лишь после смерти Феодосия (3 мая 1074) он вновь возвращается в Киево-Печерского монастыря. В 1077 уже его самого выбирают Печерским игуменом. Никон — автор летописного свода, составленного около 1073 Именно он предоставил историческим записям форму поричних статей, что сделало эти записи настоящими летописями. Он высказал предположение, что Киевский князь Игорь является сыном Рюрика, также он ввел в летопись легенду о том, как Ольга перехитрила византийского императора, рассказ об основании Киево-Печерского монастыря и др. Безусловно доказано авторство монаха к летописному тексту «Повести временных лет» 1055- 73 гг. Никону принадлежат и многочисленные предыдущие рассказы: о хазарскую дань, призвании варягов, походы русских князей от Аскольда до Владимира Ярославича на Константинополь, крещение Ольги в Византии, черноморско-тмутараканские сюжеты и многое другое. Заслуга Никона состоит в том, что он первый создал систематическое изложение украинской истории, который был использован последующими летописцами. Умер прп. Никон 1088. Погребен в Ближних пещерах.

6 АПРЕЛЯ — ЗАХАРИЯ И ИАКОВА
Название дня связана с именами монахов, совершивших христианский подвиг.
В этот день примечали, если ночь — теплая, то весна должна быть красивой.

7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Третий по значению народно-религиозный праздник после Пасхи и Рождества Христова. Он установлен в память получения Девой Марией благой вести о том, что она станет Божьей Матерью. По преданию, когда ей было 12 лет, Бог возвестил, что она родит Сына Божьего. А после того, как Марию обручили с 82-летним Иосифом, явился к ней архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с тобой».
В Украине праздник пришел с утверждением христианства. В народе получило название третьей встречи весны (после Сретения и Сорока Мучеников). Считается, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева, после чего можно копать или пахать землю.
В этот день выпускают на волю птиц, чтобы пели Бога прославляли и просили счастья-удачи тому, кто их выпустил. А других животных выгоняют во двор, чтобы весну слышали. Выставляют ульи. Какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.
В народе с особым уважением относились к этому празднику, так как считали, что «Бог в этот день благословляет все растения», а затем было за большой грех браться за любую работу. Особенно предостерегали беременных женщин, а как работать, то непременно отрежут ножку своему ребенку. Существует поверье, что даже птица на Благовещение вьет гнезда. По легенде, кукушка поэтому не имеет своего гнезда и подбрасывает яйца в другие, «когда на праздник вилы гнездо и Бог ей отобрал память».
Если ребята встречали аиста, то показывали ему священные хлебцы, которые специально держали при себе для этого случая, и кричали: «Бусень, Бусень! На тебе голвоту, а ты мне ржи копу!»; девушки же, встретив ласточку, брали в горсть землю и несли ее на огород, чтобы посеять ее — на том месте обязательно взойдет укроп.
С Благовещением связано и другое поверье: в этот день аист обязательно должен снести хотя одно яйцо. Однако для домашней птицы праздник не приносило особой радости; хозяева старались не брать яиц с гнезд, потому что если прикоснуться к ним рукой, то вроде вилуплюватимуться цыплята с двумя головами. Более того, если корова или овца приносили приплод на Благовещение, то некоторые крестьяне сразу резали его: «Ибо из таких добра не ждать».
Большим грехом считалось на Благовещение занимать огонь. Этот обычай зафиксирован на всей территории Украины. А вот на Полесье были убеждены: если закопать в конце посева просвиру (просвиру), то град обойдет стороной такое зерно …
Но больше всего верований, связанных с Благовещением, бытовало в Закарпатье. Девушки пытались до восхода солнца расплести волосы, обойти вокруг дома и трижды замести в доме пол; мусора же вместе с веником относили к реке и, набрав в ведерко воды, окропляли ею место, где должны сажать капусту, которая потом не скользнуть (кстати, на Слобожанщине в этот день старались обязательно высадить капустную рассаду).
Особые надежды с этим праздником связывали и пасечники. Некоторые бросал в мед просвиру и подкармливал насекомых, чтобы «зубастыми были»; другие в медовой сити добавляли красного перца и давали пчелам, чтобы были здоровыми. Наиболее предприимчивые ставили на летки волчьи пасти («Пчела, которая пролезет через нее, сумеет одгризтися от чужих») или расстилали перед ульем красную ткань («Пусть насекомые злятся на обидчиков»).
Обрядовые действия проводили и с домашними животными. Чтобы коровы давали много молока, вечером, накануне Благовещения, наполняли ведра и подойники водой; убезпечувались от ведьм посевом освященным на Спас маком-видюк хлевов, сжигали старые лапти или шляпы, а пепел давали тем животным, не привыкали к пастбищ. Кроме того, в этот день старались не впускать в свои дома чужих женщин и девушек, «чтобы беды не принесли».
С Благовещением связан еще один обряд, который в народе называли «вдовьим плугом». Этот высокогуманный обычай свидетельствует о высоком уровне нравственности, благородство общественных взаимоотношений среди простого народа. Именно в этот день сельские общины, собравшись на свои веча, решали, кто и когда будет обрабатывать поля вдовам и сиротам.
Ведь издавна в Украине существовал обычай: первую весеннюю вспашку начинали в тех семьях, где не было хозяина. Выполняли эту насущную и важную работу с помощью толоки, то есть коллективно и без оплаты. Считалось безнравственным, если кто-то из односельчан, презрев обычаю, раньше от вдов начинал пахать у себя дома.
Сила апреля народный календарь В это время начинают цвести первые весенние цветы: подснежники, первоцвет, хохлатка, сон-трава. По народным приметам, кто найдет в этот день хохлатка, то должен его сорвать, бросить под ноги и говорить: «Топчу, топчу хохлатка, дай Бог, дождаться и на тот год топтать!» Отсюда и выражения: «Топтать хохлатка» — значит жить , «не топтать» — значит умереть. «Видимо, ему уже хохлатки не топтать», — говорят о слабого, больного, имеющего скоро умереть. То же самое говорят и о сон-траву. «Дай Бог, дождаться, сон-траву топтать!» Раньше выходили всем селом или улицей топтать хохлатка, причем малые и старые.
Если на Благовещение, идя по воду, девушка найдет цветок первоцвета, то это знак, что этим летом она выйдет замуж. «Первоцвет — вестник девичьего свадьба».
На Подолье считают, что подснежник — символ надежды, счастья, молодой красоты. Кто найдет подснежник на Благовещение и сорвет его, должен положить за пазуху. На Пасху, как запоют «Христос Воскрес!» Нужно вынуть из пазухи и положить под иконами на счастье. На Харьковщине считали, что кто хочет быть красивым, должен на Благовещение утром налить в миску холодной воды, положить подснежник и умыться.

Пословицы, связанные с этим праздником, утверждают:
Если вечером звездно, то родят конопли.
Какая погода на Благовещение, такая и на Большой день.
Если на Благовещение лежит снег — лето неурожайный.
Благовещения без ласточек — холодная весна.
На Благовещение всякая гадь вылезает из гнезда.
На Благовещение зимы не ругай, а саней ни прячь.
На Благовещение аист прилетает и медведь встает.
На Благовещение птица гнезда не вьет.
По Благовещения петух на пороге напьется, то на Юрия (6.V) вол напасеться.
До Благовещения каменная весна.

— ЛАЗАРЕВА СУББОТА
Праздник в честь Воскрешения Лазаря, отмечается в субботу накануне Вербного Воскресенья. По библейским сказаниям, Лазарь был другом Иисуса Христа, и, когда умер, то его воскресил. Благодаря этому многие уверовали в Господа, а Лазарь еще 30 лет оставался живым, был епископом на Кипре, где и умер. Когда-то этот день праздником детей.

8 АПРЕЛЯ — Вход Господень в Иерусалим, вербное воскресенье
В Вербное воскресенье — Вход Господень в Иерусалим. Это большой праздник, который относится к числу двенадцатых, то есть до 12 главных. Его возникновению тоже послужили библейские сказания: Иисус въезжал в Иерусалим на осляти, люди устилали ему путь пальмовыми ветвями, тем самым приветствуя Спасителя. Поскольку у нас пальма не растет, то с давних времен в Украине было принято святить вербу, которой приписывается магическая сила. Этой ивой лечат головную боль, лихорадку, ревматизм, желудочные заболевания и тому подобное.
По народным поверьям, на этой неделе нельзя сеять конопли и овощи, потому что будет ликувате, как ива. Ни сеют и свеклы, потому вырастут горькими. Наблюдали, какой будет ночь: теплой — на добрую весну, холодной — «не жди у моря погоды».

— Благовестник
Продолжение праздника Благовещения. Посвященное архангелу Гавриилу. Церковная название дня — Собор архангела Гавриила. Давно наши предки верили, что Гавриил — обладатель молнии, поэтому и праздновали Благовестника, чтобы Гавриил дома не сжег. По поверьям, в этот день гром и молния просыпаются от зимнего сна. А устроены они Богом для уничтожения чертей и всяческой нечисти.
Люди верили, что все, рожденное в этот день «не будет благовисне»: в ягнят появятся «Кручак» — черви в голове, а с снесенного яйца не вылупится цыпленок. Если поздняя весна, то после Благовестника сеяли траву.

9 АПРЕЛЯ — Страстная седмица, Большой Страстную ПОНЕДЕЛЬНИК
— Матрена-НАСТОВИЦИ, НАПИВРИПНИЦИ
Назван в честь мученицы III — IV вв. Матрены Солунской, которую называют Настовицею, поскольку до этого дня восходит последний снежный наст. Есть и другое объяснение: в это время прилетают чайки обычные, которые в некоторых местностях называются настовицямы. Завершается прилет ранних птиц. Мотря вышла из дома птиц встречать. Называют святую и Напиврипницею: в старину в этот день было принято отбирать из зимнего запаса половину наиболее подходящей репы и овощей для семян.

10 АПРЕЛЯ — БОЛЬШОЙ Страстную ВТОРНИК
— Евстратия Печерского
Жил в XI в., Был родом из Киева, происходил из богатой семьи. Раздал свое имение и пошел в монахи Киево-Печерского монастыря. Во время нападения половецкого хана Боняка 20 июля 1096 его вместе с 49 другими людьми взяли в плен и продали иудеям в Корсунь в Крым. За сопротивление своему поработителей, стойкость в вере и проповедь мученичества среди других пленников Евстратий подобно Иисусу Христу был распят на кресте на Пасху. Затем его тело бросили в море, но христиане извлекли его, привезли в Киев и похоронили в Печерском монастыре в Ближних пещерах.

11 АПРЕЛЯ — БОЛЬШАЯ СТРАСТНАЯ СРЕДА
— ИОАННА отшельник
Этот святой жил в IV в., Вел уединенный образ жизни, за что и получил такое наименование. Он отмечался большим умом, поэтому с ним очень часто советовались высокие сановники.

12 АПРЕЛЯ — БОЛЬШОЙ Страстную ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ
Поскольку он символизирует последние дни земной жизни Иисуса и его страсти, то есть страдания. Называют его также Белым или Чистым, так что до встречи Пасхи наши предки убирали дом, приводили чистоту. Рассвете крестьяне чистили в конюшнях, амбарах, во дворе и в домах. Чистый четверг в некоторых местностях называется навский Пасхой. Название происходит от раннеславянского слова «навь» — потусторонний мир покойников. По поверью, Бог трижды в год отпускает умерших с того света, в частности, в чистый четверг. В этот день покойники не боятся ни креста, ни молитв, а как увидят живого человека, то душат ее до смерти. Чтобы избежать этого, нужно обливаться водой.
В этот день в Киеве в церквях варится миро — особое ароматное масло. Миро состоит из 33 компонентов — по числу лет земной жизни Иисуса Христа. В новое миро вливается немного старого, чтобы сохранить его Божественную силу, а затем развозится по всем церквам.
В этот день христиане стараются принести из церкви «страстную» свечу. Для того чтобы эта свеча по дороге не погасла, изготавливали специальные фонари. Христиане верят, что пламя страстной свечи способно уничтожить нечистую силу. Поэтому пламенем страстной свечи выжигали или викопчувалы в доме на волоке крест — «чтобы беды нечисть дом проходила. Этот крест оставался на сволоци к «Предание Пасхи» (в среду на шестой неделе после Пасхи), но не везде. Так, на Харьковщине существовало поверье, что страстная крест — «защищает от пожара», а потому его стирали до следующего «чистого» четверга.
Страстная свеча в народном веровании имела большую магическую силу. Эту свечу зажигали перед иконами, когда жителей дома охватывал страх. При большой грозы зажигали свечу, «чтобы гром дома не сжег».
Сила апреля народный календарь У христиан считается, что с этого времени и до конца Пасхи большую очистительную силу имеет вода. В Украине бытует поверье, что в «чистый» четверг, до рассвета ворон носит из гнезда своих детей купаться в реке. Тот, кто искупается раньше птенцов ворона, будет здоров круглый год. Поэтому больные люди на рассвете, чтобы успеть перед ворона, пытались искупаться, чтобы очиститься от болезни. Искупавшись, больной набирал из своего купальни ведро воды и нес ее на перекрестную дорогу и выливал — «чтобы там все беды оставалось». Да еще и приговаривал: «Господи, Иисусе Христе! Перекрестная дорого! Дай Бог здоровья в ручки, ножки и в живот немного ». Осторожные люди утром этого дня из дома не выходили, а как находились в пути, то пытались обходить перекресток дороги — «чтобы болезнь не вцепилась».

— Иоанна Лествичника
По имени монаха, жившего в VII в., И был игуменом Синайской горы. За большие знания называли схоластиком (лат. «Схола» — школа). Главным подвигом его жизни считается произведение «Лествица», в котором он изложил восхождение к духовному совершенствованию. Произведение имеет 30 разделов («ступенек») — по числу лет жизни Иисуса Христа крещение. Первые 23 «ступеньки» посвящены грехам и их преодолению, остальные — добродетелям. В день памяти святого когда пекли пироги в виде ступеней («лествицы»). Их святили в церкви, а затем одну часть отдавали причта, другую — нищим.

— Софрония Иркутского
Родился 1703 в городе Березань на Полтавщине. Светское имя — Стефан Кристалевский. В Переяславе он закончил духовную семинарию и впоследствии постригся в монахи. Был иеромонахом в Софийском соборе в Киеве, а затем игуменом Золотоношского монастыря. В 1745 Софрония назначили наместником Александро-Невской лавры в Петербурге, впоследствии он был рукоположен во епископа Иркутского. К нему Иркутске кафедру занимали тоже Украинцы — Кульчицкий и Неронович. Софроний продолжил нелегкую миссионерскую работу своих предшественников среди местного населения, в то время в основном состояло из ссыльных воров. Скончался святитель в 1771

13 АПРЕЛЯ — БОЛЬШАЯ Страстную пятницу
В Великую Пятницу, когда был распят Спаситель на кресте, в церквях читаются Евангелия о его страданиях. В этот день соблюдают строгого поста, не употребляют пищу до захода солнца. В этот день пекут куличи, а рубить дрова, шить, стирать, чинить считается грехом.

— Ипатий ДЕНЬ
Памяти нескольких святых, которые должны это имя: Ипатия Гангрского, Руфианського и Печерского. Первый из них был епископом малоазийского города Гангре, имел дар чудотворения, умер около 326 г.. Ипатий Руфианський родился во Фригии, в молодости лечил больных из окрестных сел, впоследствии был избран настоятелем монастыря, основанного вельможей римского императора Константина Великого — Руфина. Умер около 446 г.. В народе Ипатий Руфианський почитается как целитель от бесплодия, поскольку, по преданию, вылечил много женщин.
Ипатий Печерский жил в XIV в., Был монахом Киево-Печерского монастыря. Как и предыдущие празднике, мог лечить. В частности, прикосновением руки излечивал больных. Служил преподобным отцам в их болезнях. Похоронен в Дальних Пещерах Киево-Печерской лавры.

— Митрополита Ионы
Был последним московским иерархом, который носил титул митрополита Киевского и всея Руси. Происходил из семьи небогатого помещика, владения которого были неподалеку Солигалич. Был епископом Рязанским. Митрополитом Московским был избран без санкции Константинополя. Умер в 1461 Тесно сотрудничал с великокняжеской властью, все больше возвращалась к идее Дмитрия Донского об управлении митрополией со стороны государства. Своими посланиями и дипломатическими миссиями деятельно помогал Василию III — отцу Ивана Грозного.

14 АПРЕЛЯ — БОЛЬШАЯ Страстную субботу
В Страстную Субботу, Пасхе красят яйца, которые сохраняются в течение всех пасхальных праздников. Красят преимущественно в красный цвет 13 яиц — по числу 12 апостолов и Иисуса Христа.
Согласно преданию, покраска яиц обязан своему начальные святой Марии Магдалине, которая, впервые представ перед римским императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием: «Христос Воскрес!». Яйцо играет двойную роль: оно является символом гроба и возникновения жизни на земле. А красная краска знаменует возрождение крови Господней. Первое крашеное яйцо хранят и употребляют его от болезней и пожаров. Так же берегут и шелухи. Топтать ногами остатки окрашенного яйца считается большим грехом.

— Мария Египетская
Согласно легендам, он родился в Египте в первой половине V в. Когда ей было 12 лет, ее привлекло распутную жизнь, и она ушла от родителей в Александрию, где занималась этим ремеслом. Потом услышала голос с неба, должна перейти реку Иордан и найти там покой. В пустыне она провела почти полвека, обрекая себя на одиночество. Перед смертью (522 г.) Написала на песке слова с просьбой похоронить ее в земле и помолиться за нее Господа. Эта трогательная история послужила причиной того, что в народе Марию Египетскую стали считать заместителем от развратной страсти. В это время начинаются весенние наводнения и издавна замечено: если на Марию лед сходит быстро и большое половодье, то год будет легкий, а травы много.

15 АПРЕЛЯ — Светлого Христова Воскресения, Пасхи, ПАСХА
Главный христианский праздник, который установлен в память Воскресения распятого на кресте Сына Божьего — Иисуса Христа. На событиях Его крестной смерти и воскресения основывается христианское учение. Празднование Пасхи завещали апостолы. Как рассказывает Священное писание, в день воскресения утром, когда еще темно, сделалось великое землетрясение, и ангел Божий сошел с неба, и откатил камень от входа в гробницу, где лежал мертвый Христос, и сел на камни. Вид его был, как будто молния, и одежда на нем белые, как снег. И от страха перед ним задрожала сторожа, охранявшей вход, и застыла, как мертвая.
После этого чуда пришли ко гробу женщины-мироносицы с приготовленные ароматы, чтобы помазать тело Иисуса, и не нашли его. И когда стояли смущенные, появились два мужа в блестящих одеждах и сказали, что Христос воскрес.
По легендам, в тот день, как Христос воскрес, солнце с радости не заходило, и день был большим, поэтому и назван Пасху. Другое название — Пасха (Пасха) происходит от древнееврейского существительного «пейсах» — переход. Официальная церковная название праздника — Светлое Христово Воскресение, Пасха. Приветствуя друг друга с праздником люди говорят: «Христос воскрес!» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!».
В ночь на Пасху освящаются пасха, яйца, колбасы, сыр и тому подобное. По поверьям, вся нечисть больше всего боится пасхальных колоколов и разбегается в страхе далеко по дебрям и пропастях.
В ночь Воскресения Христова холостяцкой согласно народной традиции разжигало огонь, должно было напоминать о свете Солнца и о Пасхе. В некоторых ходили на кладбище просить прощения у отца и матери те, кого прокляли покойные родители.

— Тита И Поликарп
Преподобный Тит имел дар чудотворения, жил в IX в. Мученик Поликарп пострадал за христианское учение в IV в. В старину в это время у крестьян кончались запасы зерна, то говорили, что Поликарп день — начало бесхлебья. Жители Полесья замечали, что в этот период глухари начинают интенсивное токование.

16 АПРЕЛЯ — СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
— НИКИТЫ-ВОДОПОЛА
От имени исповедника христианской веры VIII — IX вв. игумена Мидикийського монастыря. Народное название дня связана с многочисленными наводнениями (половодья), которые наблюдаются в это время. По преданию, на Никиты-водопола просыпается от спячки Водяной.

17 АПРЕЛЯ — СВЕТЛЫЙ ВТОРНИК
— ИОСИФА
В честь Иосифа песенника — монаха IX в. Он — автор покаянных канонов (гимнов, песен), что и сейчас выполняются во время богослужения. И Иосифа или Иосифа Многострадального, живший в XIII-XIV вв. Постригся и жил в Печерском монастыре до конца жизни за обет, данной еще в мирской жизни — стать монахом, если выздоровеет от тяжелой болезни. Похоронен в Дальних Пещерах Киево-Печерской лавры.
По народным наблюдениям, на Иосифа начинают звучать сверчки, прилетают журавли. Дети, увидев в небе журавлей, подражают их голоса. А чтобы они не летели дальше, а кружили на месте, перевязывали на красном платке или поясе узла, подносили обеими руками вверх, в сторону журавлей, и кричали: «Журавли, я вам дорогу перевяжу».

18 АПРЕЛЯ — СВЕТА СРЕДА
— Федул ТЕПЛОГО
Название дня происходит от имени святого Феодула, который был казнен за проповедь христианской веры около 303 г.. В эту пору начинает дуть теплый ветер. «Пришел Федул — теплый ветер подул». А когда этого дня идет дождь, то говорят: «Федул губы надул».

19 АПРЕЛЯ — СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
— Евтихия
Евтихий был архиепископом Константинопольским. За то, что выступил против императора, был выслан из страны, скончался в 582 году.
По народной примете замечено, если в этот день тихо, то это указывает на урожай ранних зерновых.

20 АПРЕЛЯ — СВЕТА ПЯТНИЦА
— Акулина
По имени мученика Акилины. Вместе с ним в 310 г.. За принадлежность к христианской вере были казнены 200 римских воинов. В нашем народном быту мужское имя Акилина превратилось в женское, отсюда и происходит пословица: «Дождь на Кулина — хорошая калина».

21 АПРЕЛЯ — СВЕТА СУББОТА
— ДЕНЬ Руфа
Установлен в честь апостола Руфа — одного из семидесяти. Он был учеником апостола Павла в Риме, занимал епископскую кафедру в Девах в Элладе. По народным поверьям, в этот день все на земле движется. «На Руфа, как земля двигается», — говорят по этому поводу. Что посеяно и посажено этого дня, пойдет вверх. На Руфа нельзя ходить в лес, там ползают змеи, в этот день они очень Кусливый.

22 АПРЕЛЯ — Антипасхи, ПРОВОДА
Вторая неделя после Пасхи называется «поминальным», или Хомы (Фоминым, Томина) неделей. Начинается эта неделя Хомы воскресеньем — в честь апостола Фомы (Фомы) — неверующего, который не поверил, что Христос воскрес до тех пор, пока не увидел и не убедился лично. Из-за этого существует еще и другая церковная название этого дня — Антипасхой.
В народе он еще называется Радуница, Радоница, Радовница, Радунець. На Подолье и Волыни он называется «Гробки», «могилы», на Левобережье — «бабий Пасха», на Херсонщине — поминки. У древних славян Радуницу (или «весенней радостью») назывался целый цикл весенних праздников — время поминовения мертвых. Потому согласно завещанию Всевышнего славян, каждый человек должен уважать Род человеческий и свой отцовский род, и всегда помнить, которого она рода и племени. Именно взимания такого ежегодного праздника в честь умерших родственников и односельчане помогало сохранению памяти каждой семье об их родословную, их корни. Согласно древним народным поверьям, покойники радуются, когда их поминают добрым словом живые родственники и еще приходят к ним на их могилы. Позже, уже после введения христианства, Радуница отмечалась лишь один день — на второе воскресенье после Пасхи.
Для проводов нет какого друга, четко определенного дня, — этот день каждый год назначал священник. Таким днем ​​может быть любой день поминальной недели.
За неделю до проводов в порядок на кладбищах могилы, сеют цветы, сажают деревья. В частности, на материнских могилах на Херсонщине сеяли тимьян («душица» или «пахучая душица») или любисток. Братские могилы и те могилы, уже не имеют в живых своих опекунов упорядочивала молодежь. На казацкую могилу девушки сплетши возлагали венок.
На Киевщине накануне проводов люди убирали в своих домах, мыли, белили, стирали, готовились как к большому празднику: пекли куличи, делали сыр, масло, варили и красили яйца. В назначенный для проводов день весь народ с хоругвями, крестами, церковным хором и священниками шел на кладбище. Став между могилами, отправляли общую панихиду, молились за спасение душ умерших, а затем производили здесь же на могилах обед — тризну.
Поминая усопших на могилах Волыни с ними христосовались — катили по земле яйца и приговаривали: «Святые родители, ходе то к нам хлеба и соли съесть» После окончания тризны обращались снова по умершим: «Наши риднякы, НЕ поминайте лихом, ведь чем дом богат, тем и рады ».
Совместные тризны часто переходили в веселые забавы с песнями и хороводами, в которых принимала участие не молодежь, а замужние женщины и даже бабушки, от чего и происходит название этого праздника — «бабьи проводы».

— Вадима
Был архимандритом Персидским. Испытал гонения за веру Христову. Содержался в тюрьме. Умер в 376 г..

23 АПРЕЛЯ — Терентьев, ПОМПИЯ И ДРУГИХ 33-х
Памяти мучеников, погибших около 251 г..

24 АПРЕЛЯ — Антип-ВОДОПОЛА
По имени епископа Пергама — одного из самых культурных центров эллинистического мира. Живший в I в. Об этом святом вспоминает Иисус Христос, называя его своим свидетелем. Еще при жизни прославился чудесными исцелениями, поэтому к нему обращаются в надежде избавиться глухоты, головного и зубной боли и тому подобное. По преданию, Антипа сожгли в раскаленном медном быке в храме Артемиды.
В некоторых местностях Украины этого святого называют Водополом, потому около дня его памяти начинаются весенние разливы рек. «Антип воду распустил», — говорят крестьяне. В этот же день осуществляют выезды в поле, чтобы посмотреть или «напилось» поле воды, поэтому из-за этого говорят: «После Антипа о хлебе думай».

25 АПРЕЛЯ — ВАСИЛИЯ Парийским
Установлен в честь исповедника и епископа VIII в. Впоследствии было отождествлено со словом «парит», потому что наступают погожие дни и пара из земли струится. Главной работой этого дня работа в поле, на огороде или в саду.

26 АПРЕЛЯ — Фомаиды Египетской
Жившей в V в. По преданию, пострадала от своего свекра, который добивался ее. Она решила лучше умереть, чем преступить верность мужу. В угодницы Фомаиды обращались с молитвой от развратной страсти.

27 АПРЕЛЯ — Мартина-ЛИСОГОНА
От имени папы римского, который созвал Латернський собор из 150 епископов, на котором рассматривался вопрос о двух воле Иисуса Христа — божественную и человеческую. По поверьям, в этот день лисы переселяются из старых нор в новые. На них находит куриная слепота, и они становятся легкой добычей охотников.

28 АПРЕЛЯ — Мстислава Киевского
Был сыном Владимира Мономаха. В крещении назвали Федором. После смерти отца в 1125 стал киевским князем. Он способствовал сосредоточению земель вокруг единого центра — «столичного града», успешно боролся с половцами. В истории остался с эпитетом Великий.

29 АПРЕЛЯ — ИРИНЫ-Рассадницей
Установлен в честь двух мучениц Ирин. В сельскохозяйственном быту этот день известен под именем Ирины-Рассадницей, поскольку в этот день было принято сеять капусту для рассады.

— Ильинский-ЧЕРНИГОВСКОЙ иконы Богоматери
По церковной легенде, еще в XI в. вблизи Чернигова на ели появился озаренный светлыми лучами образ Божьей Матери. После этого чрезвычайного знамение князь Святослав Ярославич (сын Ярослава Мудрого) основал Елецкий монастырь. А в Чернигове в честь пророка Ильи был построен храм, от которого икона получила название Ильинской-Черниговской. На ней изображена Богоматерь, сидящая среди елочного ветви и держит Младенца Христа.

ЗО АПРЕЛЯ — Зосима-пчеловод
Происходил из села Толвуи в Новгородской земле. Он восстановил Соловецкую пустынь, и стал ее игуменом. Занимаясь различными благочестивыми, а также хозяйственными делами, Зосима уделял внимание и пчеловодству. Поэтому его называют Зосимой-пчеловодом и считают покровителем пасечников и пчел.

Об апреле в народе составлены следующие поговорки и приметы:
Вишни и терн зацвели — сейте кукурузу.
Ольха зацветет — сей гречиху.
Дождь апрельский — на урожай грибов.
Апрель с водой — май с травой.
Мокрый апрель — будет урожай картофеля.
Апрель-плутень — часто путает зиму с весной.
Апрель холодный — год неурожайный.
Гроза в первых числах апреля — теплое лето.
Мокрый апрель, сухой май — в амбаре будет рай.


Tags:

Народный календарь на апрель 2015 года

обычаи

традиции


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code