Литературные памятники лекарственным растениям

Written by sovxoz   // 05.08.2013   // 0 Comments

Литературные памятники

Литературные памятники

В Тбилисском храме XII в. Лурджа Монастери хранятся рукописи, содержащие тысячи древних предписаний траволечение, среди них более пятисот — для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Из литературных источников узнаем о применении растений в лечении различных болезней греками, римлянами, а также о распространении лекарственных растений, растений- специй из других местообитаний. Наиболее полные источники данных о применении лекарственных растений относятся к 700 году до нашей эры. Шафран, фенхель, тмин, укроп, чеснок, лук, кориандр употребляли еще во времена Вавилона. Рукописные источники IX века до нашей эры описывают растения- специи и почти 600 лекарственных растений. Тогда было уже известно о цинамон, гвоздику, ванилин, перец, чабер и т.д.. Главным центром торговли лекарственными растениями и растительными специями в I веке до нашей эры была Александрия. Первые экспедиции из Средиземного моря на Дальний Восток происходили в начале V века. Письменные сообщения оставил нам монах Косма Индикоплов в книге «Христианская топография». В ней он описал многие страны, торговые пути, лекарственные растения и специи. В письменной памятке Древней Индии — «Наука о жизни» (I в. н.э. ), заключенному врачеватель Чарака, зафиксировано около тысячи названий тропических лекарственных растений. Гениальный врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг до н.э.) обобщил свойства различных растительных средств, которые применялись тогда для лечения. Выдающийся древнегреческий врач Гален (130 — 210 гг) развил учение об использовании лекарственных растений. Он предлагал измельчать растения, изготавливать из них экстракты и настойки, которые широко используются и в наше время. Значительный вклад в развитие медицины, а также лекарствоведения Европы сделал таджикский врач Авиценна (980-1037 гг.) Его труд «Канон врачебной науки» получила мировую славу, в ней он обосновал достижения тогдашней науки в лечении болезней и дополнил сведениями из собственных наблюдений. Археологи, расшифровывая клинописные глиняные таблички, находят описания целебных свойств лекарственных растений, сделанных ассирийцами, вавилоняне. Описания лекарственных растений и попытки их применения при определенных болезнях найден в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниве (около 660 г. до н.э.). В Древнем Египте лечением занималась духовенство, используя душистые масла, смолы, бальзамы, знали о целебных свойствах алоэ, подорожника , можжевельника и других растений. Свое мастерство в этом деле держали в тайне. В Древнем Китае тоже широко использовали лекарственные растения, о чем свидетельствует фундаментальный труд врача Ли Ши Чжелме «Основы фармакологии» (1522-1596 гг), в которой описано 1500 способов приготовления препаратов из лекарственных растений. Эта работа не потеряла своего практического значения и сегодня. Наши предки, еще в древности, занимались лечением больных. Для этого использовали мед, воск, а из растений — шиповник, зверобой, подорожник, горицвет, наперстянки, беладонну, золототысячник, можжевельник (плоды), орешник и др.. В летописях упоминаются имена Ив. Смера, который знал лечебном деле и служил князю Владимиру (X в.), Врачей-монахов Агапита и Петра Сириянина, лечивших в княжеских дворах Киева и Новгорода. Со времени введения христианства распространяется письменность, появляются первые книги — травники, травника , лечащие. В этих источниках систематизированы материалы о лечебных свойствах растений, поданы соответствующие выводы, помещены полезные советы, хотя некоторые из них звучат наивно и суеверно. Древнейшее письменное памятник Киевской Руси (1073-1076 гг) заключен для Киевского князя Святослава Ярославича. Здесь помещены произведения церковно-религиозного содержания, авторы отмечают пользу от знаний и чтения книг, подают описание белены, аконита, болиголова. В XII в. уникальную энциклопедию медицинских знаний — научный трактат «Мази» заключила Киевская княжна Евпраксия (1108-1178 гг.) Она применяла народную медицину, лечила больных, за что получила поэтическое имя «Господина». В этом трактате представлены гигиенические советы, говорится о пользе воздуха и физическое движение, рациональное питание и лечение отдельных болезней. Выдающиеся письменные памятники XVI-XVII вв. «Словарець» Лаврентия Зизания и «Словень-русский лексикон» Памвы Беринды подают некоторые сведения о растениях и использования с лечебной целью. С великокняжеской эпохи дошли до нас упоминания об уникальных огороды при Лаврском монастыре в Киеве, где, кроме огородных культур, выращивали целебные зелени. При монастырях организовывали госпитали, применяли традиционные методы лечения. Такие госпитали были в Трахтемировском, Межигирскому, Самарском Пустынно-Николаевском монастырях. Чрезвычайно интересную работу «Лекарственное речесливья» написал выпускник Киево-Могилянской академии Нестор Амбодик (1749-1812 гг.) Интересна она тем, что это одна из первых работ, иллюстрированная рисунками растений. Перечисленное — только часть ряда письменных памятников, посвященных лекарственным растениям.


Tags:

Литературные памятники


Similar posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code